Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Развитие российской экономики неразрывно связано с состоянием страхового рынка в России, а это означает, что криминализация этого рынка не только замедляет развитие страхования в нашей стране, но и наносит ущерб российской экономике в целом. Следует отметить, что с увеличением объема страхования возрастает внимание и интерес к этой сфере предпринимательства не только со стороны различных мошенников и аферистов, но и со стороны "авторитетов" так называемого "криминального мира".
В кругах экспертов страхового рынка проблема мошенничества в сфере автострахования стоит на первом месте и является самой важной. Как отмечают сами страховые компании, результаты оценки показывают, что от 15 до 20 процентов страховых выплат поступает непосредственно в карманы мошенников.
Стоит отметить, что основной проблемой расследования является ущемление интересов потребителей, являющихся клиентами страховых компаний, поскольку бремя повышения тарифов ложится не на страховые компании в целом, а непосредственно на их клиентов, а также тщательное рассмотрение страховых претензий со стороны страховых компаний соответственно увеличивает продолжительность их рассмотрения.
В то же время мошенничество представляет реальную угрозу для страховых компаний. В сфере автострахования "мошенничество - совокупность действий преступников, совершенных для достижения целей в виде незаконного получения страховой выплаты в отсутствие страхового случая или, в случае наступления страхового случая, незаконного увеличения размера страховой выплаты в результате превышения фактического ущерба. Преступниками при совершении расследуемого преступления в сфере автострахования являются не только страховщики, но и сотрудники страховых компаний, специалисты технической экспертизы, сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения, а также работники авторемонтных мастерских и т.д. Большая часть мошенничества с автострахованием совершается путем соучастия в этом преступлении.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Проблема исследования - выявить условия расследования мошенничеств, совершаемых в сфере страхования автогражданской ответственности.
Объектом исследования являются сфера мошенничества, совершаемого в страховании автогражданской ответственности.
Предметом исследования является расследование мошенничеств, совершаемых в сфере страхования автогражданской ответственности.
Цель исследования: выявить эффективные условия расследования мошенничеств, совершаемых в сфере страхования автогражданской ответственности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть автострахование: ОСАГО И КАСКО.
2. Описать мошенничество в сфере автострахования.
3. Дать оценку особенностям организации расследования мошенничества в сфере страхования.
Для решения поставленных задач были определены следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научных данных, освещённых в научных источниках.
§1. Автострахование: ОСАГО И КАСКО
Страхование как социальное явление возникло очень давно. Суть страхования заключается в том, что его основная, но не единственная функция – возмещение убытков. Согласно обзору основных показателей деятельности страховщиков за первый квартал 2023 года, подготовленному Центральным банком Российской Федерации, одним из наиболее популярных видов страхования является автострахование.
В первом квартале 2023 года рынок страхования вырос на 21,2% в годовом исчислении до 548,4 млрд рублей, причем значительное влияние на динамику премий оказали рост спроса на автострахование и рост стоимости автострахования в связи с ростом цен на автомобили и запчасти.
В России существует два основных вида автострахования: ОСАГО и КАСКО. Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, другими словами, ОСАГО, как следует из названия, является обязательным для владельцев транспортных средств. Страховые отношения при любом виде страхования возникают в связи с застрахованным ценным объектом. Всегда есть определенный интерес к сохранению продукта.
В связи с этим виды автострахования различаются в зависимости от объекта. Шлем обеспечивает защиту интересов, связанных с защитой вашего собственного автомобиля от повреждений, даже если такие повреждения были нанесены самим водителем. ОСАГО страхует ответственность водителя за причинение вреда третьим лицам, не только имуществу, но и здоровью и жизни. Следует отметить, что в отличие от ОСАГО, для КАСКО не существует специальных нормативных правовых актов, этот вид страхования является добровольным и не покрывает ущерб, причиненный другим лицам .
Эти правоотношения регулируются общим законодательством - Законом Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" от 27.11.1992 №4015-1 и положениями Гражданского кодекса Российской Федерации. Поскольку шлем является дополнительной страховкой, на практике часто бывают случаи, когда водитель страхует автомобиль одновременно со шлемом и ОСАГО.
Выбор каско обусловлен тем, что ОСАГО не покрывает определенные страховые случаи, в отличие от КАСКО. Например, первый вид страхования предусматривает компенсацию не только в случае несчастного случая, но и в случае несчастного случая (самовозгорание, падение предметов, кража) или стихийного бедствия (пожар). Правовой основой для такого вида страхования, как ОСАГО, является Федеральный закон от 25.04.2002 №40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Этот закон вступил в силу и претерпевает постоянные изменения, что свидетельствует о его постоянном динамичном развитии. Так, в 2014 году были внесены изменения, касающиеся ограничения размера выплат в случае наступления страхового случая .
Сумма зависит от характера причиненного ущерба: ущерб, причиненный жизни или здоровью потерпевшего, составляет 500 тысяч рублей; ущерб, причиненный имуществу каждого потерпевшего, составляет 400 тысяч рублей. С 2017 года была введена компенсация материального ущерба по выбору потерпевшего. В этом случае страховая компания выдает денежный перевод на ремонт. Станция технического обслуживания выбирается пострадавшим по согласованию со страховщиком, но технический центр выбирают те, с кем у страховщика заключен договор на организацию ремонта. Следует отметить, что он не отрицает, что технические центры могут использовать некачественные, неподходящие материалы во время ремонтных работ, и поэтому пострадавшие предпочитают получать финансовую компенсацию за ущерб.
С 2016 года была разработана идея объединить два вида страхования в одном договоре. Предлагаемые изменения сделают заключение договора автострахования более удобным для потребителей и страховщиков: они смогут не заключать отдельный договор автострахования, а вносить информацию о нем в полис ОСАГО. Эта идея имеет смысл, если универсальный полис дешевле, чем ОСАГО и КАСКО по отдельности. В 2019 году Банк России по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации разработал проект "О минимальных требованиях к условиям и порядку добровольного страхования" в рамках исполнения поручения Председателя Правительства Российской Федерации .
Однако на практике возникает множество вопросов, и для их решения необходимо внести изменения в действующее законодательство. Далее предлагается рассмотреть досудебный порядок взыскания средств за ОСАГО. Чтобы снизить нагрузку на суды, с 2019 года потребители должны обращаться к финансовому агенту, прежде чем подавать в суд на страховщика по ОСАГО и КАСКО. При этом есть два важных условия, которые необходимо выполнить:
1. Финансовый инспектор рассматривает жалобу потребителя, если со дня, когда потребитель узнал или узнал о нарушении своего права, прошло не более трех лет.
2. Прежде чем обращаться к финансовому агенту, вы должны сначала связаться со страховщиком, к которому у вас есть претензии. Даже если потребитель не получит ответа от страховщика, он имеет право впоследствии обратиться к финансовому агенту. Чтобы подтвердить это, мы обращаемся к судебной практике Верховного суда Российской Федерации). В 2022 году гражданин С.Г. Каракян обратился в Верховный суд Российской Федерации. Он подал в суд на RESO-Garanty SPAO, заявив, что его автомобиль был поврежден в результате дорожно-транспортного происшествия, но ответчик не выполнил свои обязательства по выплате страхового возмещения.
Страховщик отказался выплачивать компенсацию, поскольку считал, что предполагаемый ущерб транспортному средству не мог быть причинен в результате этого дорожно-транспортного происшествия. Чтобы подтвердить обратное, С.Г. Каракян связался с независимым экспертом, а затем направил ответчику требование об оплате. Однако по истечении срока хранения письмо было возвращено отправителю, страховая компания его не получила.
После этого гражданин обратился к финансовому уполномоченному для разрешения спора о выплате страхового возмещения. Однако финансовый уполномоченный также отказался рассматривать его заявление на основании пункта 1 статьи 27 Федерального закона "Об Уполномоченном по защите прав потребителей финансовых услуг" от 04.06.2018 №123-ФЗ. Как отметил уполномоченный, С.Г. Каракян должен был приложить ответ от страховой компании. Однако гражданин обратился с иском в СПАО "РЕСО-гарантия", ответчик его не получил по независящим от истца обстоятельствам. По мнению суда первой инстанции, истец выполнил условие о предъявлении претензии страховщику до обращения к финансовому комиссару и удовлетворил требования С.Г. Каракяна. "РЕСО-гарантия" не согласилась с решением суда первой инстанции и подала апелляцию, утверждая, что истец отправил письмо по неправильному адресу. Судья апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции, и четвертый кассационный суд также удовлетворил апелляцию
Фрагмент для ознакомления
3
1. Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
2. Федеральный закон от 29 ноября 2012 года № 207-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 49. Ст. 6752.
3. Аверьянова, Т.В. Криминалистика : учебник для вузов / Т.В. Аверьянова, Р.С. Белкин, Ю.Г. Корухов. – М. : НОРМА, 2001. - 238 с.
4. Алтухова А.В., Антипова Е.А. Автострахование. Отличия КАСКО от ОСАГО // Экономика и социум. 2014. №4-1 (13). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/avtostrahovanie-otlichiya-kasko-ot-osago (дата обращения: 14.03.2025).
5. Аминев Ф. Г. Об интеграции специальных знаний в судебной экспертизе // Современные проблемы отечественной криминалистики и перспективы ее развития: сб. всерос. науч.-практ. конф. (с межд. участием), Краснодар, 2018. С. 122—127.
6. Быченкова А. Поддельные ОСАГО можно приобрести на ростовских авторынках. Мошенничество. «Страховой брокер «Альтброкер.ru» – http://altbroker.ru/4664–poddelnye–osago–mozhno– priobresti–na–rostovskix.html
7. Варданян А. В. Принципы формирования частных криминалистических методик: современное состояние и пути совершенствования / А. В. Варданян, О. В. Айвазова // Изв. Тул. гос. ун-та. Экон. и юрид. науки. 2016. № 1—2. С. 17–23.
8. Гамза, В.А. Криминалистическая характеристика преступлений: сущность, структура и содержание / В.А. Гамза // Сборник научных трудов. – Вып. 2. – М., 2001. – С. 3-16.
9. Гражданское право: учебник: в 2 томах. Том 2 / под ред. Б. М. Гонгало. 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Статут, 2021. - 602 с.
10. Грибунов О. П. Прикладные задачи и профилактические операции криминалистического предупреждения преступлений против собственности на транспорте / О. П. Грибунов, А. В. Варданян // Деятельность правоохранительных органов в совре-менных условиях: сб. науч. тр. Иркутск: Изд-во ФГКОУ ВО ВСИ МВД России, 2016. С. 326—331.
11. Измайлов Е.Ф. История возникновения и развития ОСАГО в России // Вестник магистратуры. 2016. №12-4 (63). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-vozniknoveniya-i-razvitiya-osago-v-rossii (дата обращения: 14.03.2025).
12. Ищенко Е. П. Криминалистика: курс лекций / Е. П. Ищенко. М.: Контракт: АСТ-Москва, 2007. - 416 с.
13. Колесников, А. Э. Актуальные проблемы обязательного автомобильного страхования в Российской Федерации и пути их разрешения / А. Э. Колесников // Молодой ученый. 2019. № 46 (284). С. 139-141.
14. Лесных, Е.А. Некоторые элементы криминалистической характеристики мошенничества в сфере страхования / Е.А. Лесных // Научный журнал КубГАУ. – URL: http://ej.kubagro.ru/2017/07/pdf/54.pdf.
15. Малыхина Е. А. Методика расследования хищений комплектующих деталей объектов железнодорожного транспорта: дис. ... канд. юрид. наук / Е. А. Малыхина. Ростов н/Д., 2018. - 196 с.
16. Малыхина Е. А. Способ совершения преступлений как основной структурный элемент криминалистической характеристики хищений комплектующих деталей железнодорожного транспорта // Проблемы правоохранительной деятельности. 2016. № 4. С. 126—130.
17. Обзор ключевых показателей деятельности страховщиков за I квартал 2023 года: информационно-аналитический материал. URL: https://cbr.ru/Collection/Collection/File/45053/review_insure_23Q1.pdf (дата обращения: 14.03.2025).